Круизный лайнер

Круизный лайнер

Круизный лайнер “Сент-Луис”
покинет утром порт.
Чуть более девятисот
людей взойдут на борт.
Их ждёт опасный долгий путь.
От чаяния полн
круизный лайнер “Сент-Луис”
предастся воле волн.

А накануне капитан
команде даст наказ
как с пассажирами вести
себя на этот раз.
Всего двенадцать из двухсот
не слушают его…
Плывёт, плывёт корабль от
опасных берегов.

Канал Английский позади
и курс взят на Бискейн.
Смеются, плачут и молчат
глаза: — А зохен вей!
Круизный лайнер “Сент-Луис”
для них последний шанс
спасти детей, спасти себя
(всего уже лишась).

В салоне, там, где первый класс,
сняв фюрера портрет,
гер капитан сперва хотел
открыть для них буфет.
Но позже он решил отдать
под синагогу зал.
Во всём евреям помогать
команде приказал.

— Гер капитан, спасибо Вам
за пищу и уют.
— Гер капитан, спасибо Вам.
Теперь нас не убьют.
Кубинским консульствам уже
заплачено сполна.
В круизный лайнер “Сент-Луис”
с размаху бьёт волна.

Наладилась на судне жизнь.
Возможно, лишь порой
из дюжины один — другой
вдруг нарушал покой
нацист… Куплетом ли, словцом…
Так это не беда.
Круизный лайнер “Сент-Луис”
сейчас и навсегда.

                * * *

Лицом не выдаст капитан
тревоги ни на грамм.
Он не расскажет никому
про тексты телеграмм,
которые летят к нему,
пугая и страша,
что пассажиров девять сот
похоже зря спешат.

Круизный лайнер “Сент-Луис”
тринадцать дней в пути.
Гаваны профиль восстает
из выдохов: — Пусти!..
Но тщетно. Не пускает их
сменившаяся власть.
И остаётся им рыдать,
молится или клясть.

Судьбу?.. Нет! Стоек капитан
он повернул корабль.
И вот Америка их цель.
Ещё одна спираль.
Увы. Не сжалилась судьба.
И тут – опять отказ.
Из Гамбурга пришёл давно
обратно плыть приказ.

                * * *

Круизный лайнер “Сент-Луис”
плывёт… плывёт назад.
Не смеет больше капитан
смотреть глаза в глаза,
осознавая, что везёт
он столько душ на смерть.
Круизный лайнер “Сент-Луис”
вдруг превратился в клеть.

Не президенты, не послы,
не Б-г, а только он –
гер Шрёдер – судна капитан
обязан выиграть кон.
Круизный лайнер “Сент-Луис”
не может быть тюрьмой,
и если стал опасным дом,
он не пойдёт домой.

Посадит судно он на мель
вблизи Британских вод.
И, чтобы ни был потом,
он судно подожжёт.
А после… Главное сейчас
не возвращаться в порт,
остаться в Англии, а там
возможен поворот.

Но, видит всемогущий Б-г,
чужое горе ймёт:
Европа сжалилась – она
всех беженцев возьмёт.
И невдомёк счастливым им,
что нет у чаши дна,
что в десяти неделях ждёт
их всё равно война.

А так… Не зря проделан путь
был в десять тысяч миль.
Девятистам смертям тогда
спасенье подарил.
Что снилось Рузвельту потом?
Что снилось тем другим,
цинично, сделав ставкой Жизнь,
устроившим торги?..

                * * *

А что двенадцать? Был один —
у Абвера шпион.
Тогда ценнейший документ
доставил с Кубы он.
Потом погиб (в конце войны),
но не о нём рассказ —
о Праведнике Мира, что
те сотни жизней спас.

Круизный лайнер “Сент-Луис”
был сдан в металлолом,
и только память и хранит
преданья о былом.
Предательство и героизм,
нацизм и холокост…
Круизный лайнер “Сент-Луис”
плывёт в мерцанье звёзд.

< 27-28 июня 2012 года >
© Михаил Мазель

Посвящается немецкому капитану Густаву Шрёдеру, который
в мае-июне1939-го года приложил огромные усилия, чтобы
спасти 937 еврейских беженцев – пассажиров его круизного
лайнера “Сент-Луис” от нацистского режима, после того как
в результате обмана отказавшегося их принять Кубинского
правительства, а так же отказа президента США – Рузвельта,
правительств Канады и Доминиканской Республики, вместо
того, чтобы исполнить приказ вернуться в Гамбург, совместно
с Еврейскими Общественными организациями нашёл способ
доставить беженцев в разные страны Европы, согласившиеся
их принять. Те пассажиры, кто не сгорел в пожарах войны в
Европе потом до самой смерти присылали капитану письма и
подарки. А после его смерти (в 1959-м году) спустя 35 лет в
Израильском национальном мемориале Яд ва-Шем Густав
Шрёдер был посмертно удостоен звания Праведник Мира.
В послевоенной Германии еще при жизни он был удостоен
ордена «За Заслуги» (ФРГ). По разным оценкам после войны
в живых осталось около двух третей пассажиров “Сент-Луиса”.

Подробнее: http://ru-history.livejournal.com/2637278.html


© www.jewishvirtuallibrary.org Отсюда

Об авторе Миша Мазель

Поэт, фотограф, вебдизайнер, автор и разработчик этого проекта, автор восьми поэтических сборников и нескольких книг прозы. Вице-президент Клуба Русских Писателей Нью-Йорка
Запись опубликована в рубрике Эффект Присутствия с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Если Вам понравился данный материал, пожалуйста, поделитесь им в блогах или соц. сетях:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *